Доля пустующих площадей в ТЦ Москвы стала рекордной за последние 10 лет :: Город :: РБК Недвижимость
Причиной стало высвобождение площадей зарубежными игроками, которые ушли из России
Доля свободных площадей в ключевых торговых центрах Москвы в первом квартале 2023 года достигла 14% — рост к аналогичному показателю 2022 года (6,4%) более чем двукратный. Сегодняшний уровень вакансии — максимальный за последние десять лет, говорится в исследовании аналитиков CORE.XP (есть в редакции).
Доля свободных площадей в ТЦ Москвы начала расти во втором квартале 2022 года (8,4%) после приостановки деятельности зарубежных компаний в России. В итоге к концу прошлого года вакансия в столичных ТЦ достигла 11,7%, что было максимальным показателем с 2016 года. В первом квартале 2023 года показатель увеличился до 14%.
Аналитики CORE.XP объясняют рекордный рост расторжением договоров аренды с иностранными ретейлерами. «Судя по всему, рынок ТЦ подходит к пиковым показателям объемов свободных помещений, после чего ситуация стабилизируется», — считают эксперты.
Самые опустевшие ТЦ
По оценкам экспертов IBC Real Estate, самая большая вакансия (процент незанятых площадей) среди объектов торговой недвижимости Москвы сейчас наблюдается в недавно открывшихся ТЦ, от которых до ближайшего метро более 15 минут пешком. Она составляет 63%. При этом в среднем по рынку вакансию на середину марта аналитики оценивали в 12%.
Собственники ТЦ меняют стратегии
Владельцы торговых центров реагируют на ситуацию и для сокращения объема свободных площадей избирают несколько траекторий принятия решений, отмечают в CORE.XP. Во-первых, это деление помещений на более мелкие лоты, что позволяет получить больший доход. Так, например, на блоки были разбиты площади Zara и Zara Kids в «Афимолле», на их место пришли Emka, 2MOOD, Mavelty и Charuel, поясняют они.
Во-вторых, инвестирование собственных средств в развитие новых брендов, как иностранных, так и отечественных. Например, девелоперы Год Нисанов и Зарах Илиев, владеющие ГК «Киевская площадь» (ТРЦ «Европейский», ТРЦ «Щелковский»), запускают свой fashion-бренд, от их лица были зарегистрированы такие домены, как inniwear, inniapparel, inni-clothes, приводят пример аналитики.
Среди стратегий собственников эксперты также указывают «реализацию концепции новых брендов в топовых локациях» (например, в формате pop-up в «Афимолле» были открыты новые турецкие бренды — Ipekyol, Twist) и «расширение россиийских брендов» (Melon Fashion Group и др.).
Читайте также