Tesla Model Y с новыми аккумуляторами 4680 выходит на рынок
Tesla впервые анонсировала тяговую батарею на основе аккумуляторных ячеек формата 4680 еще осенью 2020 года. И только сейчас электромобили с такими батареями оказались доступны для всех желающих: в американском онлайн-конфигураторе компании появился паркетник Tesla Model Y в начальной версии под лаконичным названием All-Wheel Drive.
Еще в 2020-м Илон Маск заявил, что цилиндрические литий-ионные аккумуляторы формата 4680 (диаметр 46 мм, высота 80 мм) вдвое дешевле в производстве, чем прежние ячейки типа 2170. Кроме того, они меньше греются и позволяют на 16% увеличить запас хода. А еще для новых аккумуляторов разработана другая, более экологичная и менее энергозатратная технология производства.
Официальный старт производства электромобилей Tesla Model Y с новыми аккумуляторами был дан еще год назад — одновременно с запуском завода Giga Texas. Однако выпуск таких батарей раскручивается медленнее, чем планировало руководство Теслы: новая технология оказалась слишком сложной. Поэтому кроссоверы Model Y в модификации All-Wheel Drive поначалу продавались только сотрудникам компании. Позже их начали предлагать заказчикам из города Остин, близ которого находится техасский завод Теслы. Только к концу прошлого года удалось выйти на производство одной тысячи батарей в неделю. И после накопления необходимых производственных запасов такие электромобили, наконец, вышли в свободную продажу.
Tesla Model Y All-Wheel Drive стала самой простой и недорогой в семействе, но только если говорить о рынке США. Ведь в Германии и Китае выпускается базовая заднеприводная Model Y, хотя в Америке ее так и не вывели на рынок: даже все принятые заказы впоследствии были переоформлены на двухмоторные версии. Новая модификация имеет тяговую батарею емкостью примерно 68 кВт∙ч (точный показатель Tesla не раскрывает) и паспортную дальность хода 449 км против 531 км у версии Long Range AWD со старым типом батареи (она остается в гамме). Время разгона до 60 миль в час (97 км/ч) увеличилось с 4,8 до 5,0 с, максимальная скорость не изменилась (217 км/ч). Кроме того, у начального кроссовера снижена мощность зарядного устройства постоянного тока (230 кВт вместо 250 кВт), а третий ряд сидений исключен из перечня опций.
Сейчас Tesla Model Y All-Wheel Drive в Штатах стоит 49990 долларов. Это на 3000 долларов меньше, чем просят за версию Long Range AWD. Кстати, год назад, когда производство в Техасе только начиналось, анонсированная цена начальной модификации была заметно выше: 60 тысяч долларов. За последние месяцы Tesla несколько раз снижала цены своих машин, но до этого машины дорожали. Если вспомнить заявления, сделанные во время презентации модели Y весной 2019-го, то базовый заднеприводный вариант должен был стоить 39 тысяч долларов, а полноприводная версия — от 51 тысячи.
Следующей моделью с аккумуляторами формата 4680 станет пикап Tesla Cybertruck, и для него такие батареи будут безальтернативными. Собственно, затянувшееся освоение нового типа аккумуляторов и стало одной из главных причин в задержке начала выпуска Кибертраков.